Списки дел — правильные и неправильные

Ну почему в сутках всего 24 часа, а не хотя бы 30?
Конечно, успевать совсем всё — просто нереально. Представьте, что все дела переделаны. Что произойдет? Вы тут же обнаружите массу возможностей, которые раньше в потоке дел не замечали. А если вы человек дельный и ответственный, вы попросту тут же поднимите планку и потребуете от себя еще больше.

Да, всё успевать — нереально.

Но некоторые люди в отведенные нам 24 часа в сутки не успевают почти ничего (и таких большинство), а некоторые — успевают очень даже много.

Чтобы успевать много, одного желания недостаточно. Да, хорошо бы видеть свои ближние и дальние цели и иметь достаточно энергии для их достижения. Но есть то, что всегда отличает тех, кто успевает много — они не раздумывают, чем бы заняться. Они всегда знают, что нужно делать прямо сейчас, и для этого у них есть список дел.

Список дел — на первый взгляд, очень простая штука, но если сделать его неправильно, он, к сожалению, не работает. И в результате раз за разом на мои тренинги приходят женщины, которые убеждены, что списки дел — это не для всех, а только для очень целеустремленных и организованных.

Чтобы сделать список дел, который действительно будет вам полезен и будет помогать, просто учтите три составляющих — привычки, правильные формулировки и удобный формат.

Первое — создайте привычку.

Важно просто выделять время на планирование и составление списка дел. Будет здорово, если вы сразу сможете совмещать это с какой-то приятностью, потому что когда вы что-то делаете с удовольствием и улыбкой на лице, привычка появляется в разы быстрее.

У меня на ежедневное планирование уходит примерно 5-10 минут вечером. Сын уже уложен спать, дома тишина и спокойствие. Я сажусь с чашечкой ароматного чая, с удовольствием подвожу итоги прошедшего дня и делаю список дел на следующий.

Кстати, обязательно подводите итоги дня, а не только пишите списки дел. Допишите несколько пунктов — что сделано, в чем я молодец, какие были успехи? Ведь иногда получается так, что внезапно появляется возможность сделать какое-то важное дело, и планы меняются.

Например, как-то мне удалось записать сына на прием к врачу, к которому обычно очередь на два месяца вперед. И в результате я откладываю все свои дела, хватаю ребенка подмышку и лечу на другой конец города.

Иногда после таких подвигов заглядываю в свой список дел и поймаю, что почти ничего не успела. Но ведь день то был очень даже продуктивным.

Итак. Если вы не делали дела, которые были в списке, чем вы занимались вместо этого? Что полезного сделали? Возможно, это было даже более важным и нужным.

Сейчас открою вам страшный секрет. Список дел нужен вовсе не для того, чтобы обязательно переделать все дела, которые вы в него записали. Если на это настраиваться, то примерно у 8 женщин из 10 это приводит к чувству вины за то, что ничего не сделано. В результате они не перестают лениться, не начинают себя организовывать, не начинают действовать эффективнее. Они просто перестают делать списки дел, чтобы не видеть таких плачевных результатов.

Пусть ваш список дел будет вам помощником и напоминалкой, чем хорошо бы заняться сегодня. Когда-то вы успеете много, когда-то — мало, но точно больше, чем без списка.

Второе — формулировки.

Часто так бывает, что какая-то задача в списке просто не читается. Не понятно почему, но взгляд с неё соскальзывает, хочется пропустить и сделать что-то другое. Обычно дело в том, что задача неприятная или записана невнятно.

Конечно, не всё и не всегда в жизни мы делаем с радостью, но даже неприятные задачи можно записать так, чтобы лишний раз себя не пугать.

Если вы жуть как боитесь стоматологов, уж точно не стоит вносить в список “начать лечить зубы”. Ведь можно сформулировать точнее и без негатива, например — “позвонить по телефону 336-24-55, записаться на прием”

Правильные формулировки должны быть такими, чтобы вам сразу, без раздумий было понятно, что и как нужно делать. На тренингах я очень часто в списках дел участниц вижу формулировки вида “начать писать отчет” или “продать велосипед”, хотя на деле оказывается, что под этим подразумевается “взять отчетные эксельки у Александра” и “сделать фотографии велосипеда”.

Пишите четко, конкретно, понятно. Проверяйте, чтобы в списке было именно то, что нужно сделать, а не какая-то общая формулировка.

Еще один интересный момент — почти все люди не воспринимают задачу, если она записана слишком длинно и подробно. Чаще всего даже фразы длиннее 4-5 слов не читаются. Вообще. Поэтому идеально — записывать кратко, в 2-3 слова.

Сложнее всего обычно с творческими задачами — написать, нарисовать, придумать, сочинить. Такие дела могут болтаться в списках дел неделями, а сделаны не будут. Если чувствуете, что это ваш случай, попробуйте вносить в список то, что подведет вас к нужному состоянию и настроению. Иначе настроения можно ждать не один день.

Чтобы начать писать эту статью, я взяла чашечку чая, открыла новый документ и сначала просто записала все мысли на тему списков, которые бродили в голове — без разбора, без какой-то структуры, логичности, ясности и понятности. Мне это отлично помогает начать, и поэтому в список дел я вношу именно задачу “выгрузить мысли из головы”, а не “написать статью”

И, наконец, третье — формат списка.

Вариантов может быть множество и со временем вы найдете удобный именно для вас.

Хуже всего писать длинные списки дел одним потоком. Но и это уже лучше, чем ничего.

Короткие списки — это почти всегда хорошо. Если сомневаетесь, начните с простого списка из 3 самых важных дел на следующий день.

Длинные списки — не всегда плохо. Бывают весьма организованные творческие люди, которым важно, чтобы было из чего выбирать — ведь неизвестно, какое завтра будет настроение. Они умудряются настроение хорошо ловить и делать много всего, не упуская при этом важного. Да, так бывает, но это особый талант.

Для нас же, простых смертных, если список длиннее 9 пунктов, лучше сразу делить его минимум на два — “важное” и “тоже хочется, если успею”. Иначе велика вероятность, что заниматься будем не тем, чем надо, а тем, чем проще и чем больше хочется.

Многим хорошо подходит формат “1-3-5”, то есть 1 главное дело, 3 важных, 5 — желательных и не срочных.

Хорошо, если делам в списке присвоены категории, которые можно отмечать условными символами, цветом или просто буквой. Так, мои основные категории — работа, учеба, семья, я, дом. Пометки в списке помогают сразу увидеть, если какую-то категорию дел я упускаю и не уделяю ей внимания.

И последнее.

Если дело привязано к конкретному времени, конечно, это нужно в списке отметить. Но лишние привязки ко времени лучше не создавайте.

Если планирование и составление списков — ваш любимый способ прокрастинации и вы готовы этим заниматься сколько угодно, только бы не начинать делать, то можно расписать каждую минуту и даже придумать себе подробнейший режим дня.

Но если вам нужно не развлечься, а сделать реальный список дел, которым вы будете пользоваться завтра, не увлекайтесь подробностями — это нежизнеспособный вариант вообще.

Максимум, что имеет смысл сделать — это задать примерный порядок дел или очень ориентировочное время. Например, до обеда и после, на работе, во время дневного сна ребенка.

Главное при составлении списка дел на завтра помнить, что нет правильного и неправильного. Есть удобное и неудобное лично для вас.

Начните с одного из простых вариантов — запишите 3 самых важных дела на следующий день. Или же просто прямо сейчас поставьте себе напоминалку, чтобы перед сном выгрузить на лист бумаги все планы на завтра, которые крутятся в голове.

Нужно просто начать. За 24 часа можно успеть очень много, если сегодня вы позаботились о себе завтрашнем и подготовили простой и понятный список дел.

Если статья вам понравилась, не забудьте поделиться с друзьями =)

Посмотрите другие интересные статьи на эту тему:

Лягушка на завтрак. Не хотите? Не ешьте!

7 принципов, которые изменили мою жизнь

Как успевать с детьми. Личный опыт

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

К записи "Списки дел — правильные и неправильные" есть 1 комментарий
  1. Лариса Владимировна:

    Спасибо! очень толковые и доходчивые статьи. К своему возрасту до многих вещей я уже «доползла» самостоятельно. Но как здорово, что есть спец, который помогает пройти этот путь не к пенсии и «поддерживает штаны на поворотах». Просто умница, Катюша!

Оставить свой комментарий

Календарь

Согласие с рассылкой
Автор проекта
Катерина Козлова Катерина Козлова
Помогаю женщинам строить свою жизнь так, чтобы в ней были и радость, и смысл. Консультирую и веду тренинги по достижению целей, организации домашних дел, отношениям в семье. Покажу, как жить с улыбкой и успевать делать главное.
Присоединяйтесь!
Я в соцсетях

Вверх
© 2018    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти

Календарь и бланки для планирования

Получите бесплатно бланки для планирования и ведения календаря

  • Планируйте дела на год, месяц и неделю на готовых бланках
  • Вы легко будете помнить про все дела, события и платежи
  • Готовое решение, вам не нужно ничего выдумывать
  • Можно прекрасно распечатать даже на черно-белом принтере